Советы музыкального руководителя

Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста

Игра — основной способ обучения и воспитания дошкольников. Это планета, на которой обитает ребёнок, воздух которым он дышит. Именно через игру ребёнок познаёт мир. Ещё одним не менее важным условием развития и воспитания является музыка. Она затрагивает самые тонкие струны души, будит светлые чувства, вызывает положительные эмоции и неподдельный интерес у детей. Все дети любят музыку, все дети любят играть.  И вот когда музыка соединятся с игрой и, возникает музыкальная игра, то её положительный эффект этого дуэта трудно переоценить.

Начиная с раннего возраста, на музыкальных занятиях мы играем в музыкальные игры. Музыкальная игра является одним из самых привлекательных видов деятельности для детей. Она дарит яркие эмоции, вызывает большой интерес и желание двигаться, развивая при этом все жизненные процессы. 

Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах. Основное назначение музыкально-дидактических игр — формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.

Родители являются первыми и главными воспитателями своего ребёнка. Мы знаем, что вы всегда готовы к сотрудничеству и цель у нас одна – благородная: воспитание хорошего человека, гармонично развитой личности. Сегодня я призываю вас к совместному решению одной из задач: развивать музыкальные способности детей с помощью музыкально - дидактических игр.

Как любая другая игра, музыкально-дидактическая должна включать развитие игровых действий. Это игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.

Для музыкального развития ваших деток предлагаю несколько дидактических игр, совместная деятельность со взрослым всегда будет интересна малышу.

 

«КАК БЕГАЮТ ЗВЕРЯТА»

Ход игры: Выстукивать кулачками ритм, который соответствует образу зверей (медведю, зайцу, мышонку)

 

«ПЕСЕНКИ-РИТМЫ»

Ход игры: Взрослый проговаривает текст стихотворения «Лошадка», а ребенок прохлопывает. "Вот лошадка - тонко ножка - цок-цок-цок (хлопки). Скачет, скачет по дорожке-цок-цок-цок. Звонко цокают копытца - цок-цок-цок. Приглашают прокатиться - цок-цок-цок". «Воробушки» - стало солнце пригревать, вьют пичуги гнездышки, любят песни распевать бойкие воробушки - Чик-чик, чик-чирик, чик, чик, чик (хлопки)

 

«ЗАЙМИ МЕСТО»

Правила игры: Успеть занять стул, когда мелодия остановится.

Ход игры: На середину комнаты в кружок ставят несколько стульев таким образом, чтобы спинка находилась внутри круга. Количество стульев зависит от числа игроков и должно быть на один меньше. Взрослый включает веселую и ритмичную музыку. Как только она зазвучит, игроки начинают движение вокруг стульев и когда мелодия остановится - занимают любой стул. Тот, кто не успел занять стул или сел мимо, должен выйти из игры. Вместе с ним убирается один стул. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок вместе с одним стулом. (стулья можно заменить на игрушки.)

 

«ПАНТОМИМА»

Правила игры: Кто лучше выразит образ сказочного героя, зверей, животных с помощью жестов, мимики лица, пластических движений. 

Ход игры: Передавать образы так, чтобы было понятно зрителям.

 

«ПОВТОРИ»

Для этой игры вам понадобятся ударные инструменты, которые будут извлекать шумовой звук (ложки, тарелки, пустые пластиковые бутылки, деревянные кубики, баночки с различной крупой и т.д.) В руках у родителя и у ребенка импровизированные музыкальные инструменты, начинать игру может любой. Ведущий задает ритм, состоящий из коротких и длинных ударов, можно отстучать ритм из знакомой песенки и попросить повторить его. Чтобы разнообразить игру можно поменяться ударными инструментами. К этой игре можно привлечь сестренку, братика, папу или другого члена семьи.

 

«ГДЕ МОИ ДЕТКИ?»

Игровой материал: карточки с изображением гуся, утки, кошки, коровы, гусенка, утенка, котенка, теленка (можно заменить на игрушки.

Ход игры: Взрослый начинает рассказ: «В одном дворе жили гусь с гусенком, утка с утенком, кошка с котенком, корова с теленком. Однажды подул сильный ветер, пошел дождь, и все спрятались. Мамы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей мама утка (показывает картинку): «Где мои утята, милые ребята? Кря-кря (поет низким голосом). «Кря-кря, я здесь» (поет высоким голосом, отозвался утенок (показывает картинку)». Взрослый спрашивает у ребенка, каким голосом спела мама утка (низким, просит спеть низким голосом (ребенок поет). Игра продолжается, пока все мамы не найдут своих детей. На карточках могут быть изображены другие животные (птица с птенчиком, курица с цыпленком и др.)

       Музыкальные игры в целом обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, способность к восприятию основных свойств музыкального звука.

       В процессе игры, ребята не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые для успешного развития во всех сферах социализации чувство товарищества, ответственности. Они являются хорошей основой к созданию условий самостоятельной деятельности дошкольников. Музыкально-дидактические игры дают возможность в игровой форме активизировать умственные процессы развивать музыкальный слух, воспитывать нравственные качества личности.

 

 

Подготовила:

музыкальный руководитель

Лебедева О.В.

свернуть