Советы учителя-дефектолога

ЗАЧИСЛЕНИЕ В ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ТНР)

           

Зачисление в группу для детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи)

 

Ребенок зачисляется в группу с ТНР на основании ЗАКЛЮЧЕНИЯ ЦКРОиР. Для получения заключения необходимо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (далее ПМПК) в ЦКРОиР г. Гродно, расположенного по адресу: ул. Я.Купалы, 48.

 

ВНИМАНИЕ!!!

ЗАПИСЬ на психолого-медико-педагогическую комиссию

осуществляется  по телефону 61-12-52

ПОНЕДЕЛЬНИК-ПЯТНИЦА

с 14.00 до 15.30

При проведении обследования ПМПК законному представителю ребенка необходимо подготовить следующие документы (в соответствии с Положением о ЦКРОиР №233 от 16.08.2011):

*педагогическую характеристику на ребенка из учреждения образования

*выписку из медицинской карточки  ребенка (от участкового педиатра)

*консультативное заключение детского психиатра учреждения здравоохранения «Психиатрия-наркология» (г.Гродно, ул. Обухова, 15). Регистратура тел. (0152) 39-83-44

*результаты продуктивной деятельности ребенка (для детей дошкольного возраста – рисунки, аппликации, поделки и т.д.; для детей школьного возраста - рабочие тетради, контрольные и самостоятельные работы по математике, русскому языку и др.)

Психолого-медико-педагогическое обследование осуществляется в присутствии законных представителей ребёнка. По результатам обследования выдаётся ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

С заключением ЦКРОиР необходимо прийти к заведующему детского сада для зачисления ребёнка в группу для детей с ТНР.

Приём детей осуществляется приказом руководителя учреждения образования, на базе которого открыта группа для детей с ТНР, с согласия законных представителей на основании списка детей, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи, утвержденного директором ЦКРОиР.

свернуть

Родителям о ПМПК

25.01.2024

Психолого-медико-педагогическая комиссия Что такое ПМПК?

ПМПК – это психолого-медико-педагогическая комиссия.

Целью организации ПМПК является своевременное выявление детей с особенностями психофизического развития и их индивидуальных потребностей в получении образования путем проведения психолого-медико-педагогического обследования.

Кто входит в состав ПМПК?

- учитель-дефектолог;

- педагог-психолог;

- врач-невропатолог;

- врач-психиатр.

 Документы, необходимые для прохождения ПМПК

При проведении психолого-медико-педагогического обследования законные представители (родители) ребенка предоставляют членам комиссии следующие документы

- выписка из истории развития ребенка с заключениями специалистов (отоларинголога, офтальмолога, невролога и др.). Выписка выдается по территориальному принципу участковым педиатром;

- заключение детского врача-психиатра (или справка из ПНД);

- психолого-педагогическая характеристика из учреждения образования, где обучается ребенок;

- рабочие материалы ребенка: 1-2 рисунка.

 Документы, необходимые для посещения врача-психиатра 

- психолого-педагогическая характеристика из учреждения образования, где обучается ребенок,

- выписка из истории развития ребенка с заключениями специалистов (отоларинголога, офтальмолога, невролога и др.). Выписка выдается по территориальному принципу участковым педиатром.

​Предоставленные документы в полном объеме дают дополнительную информацию для выявления причин того или иного нарушения (проблемы), определения подбора диагностических методик с целью углубленного изучения характера нарушения, составления рекомендаций для родителей и специалистов.

Результаты ПМПК

Комиссия после коллегиального обсуждения результатов психолого-медико-педагогического обследования составляет заключение ЦКРОиР содержащее:

- описание структуры и степени тяжести физического и (или) психического нарушения;

- рекомендации об обучении и воспитании учащегося с определением дальнейшего маршрута образования.

По результатам обследования в письменной форме оформляется согласие (несогласие) законного представителя с рекомендациями об обучении и воспитании лица с особенностями психофизического развития и образовательной программе специального образования.

Отказ законного представителя оформляется в письменной форме в заключении ЦКРОиР и подписывается этим законным представителем и руководителем государственного ЦКРОиР.

свернуть

Этапы развития речи в норме.

Этапы развития речи в норме:

2-3 месяца: гуление (произнесение звуков «а», «ы», «у», иногда в сочетании с «г»)

5-6 месяцев: лепет (произнесение одинаковых слогов «ма-ма-ма», «ба-ба-ба»)

9-11 месяцев: малыш начинает подражать звукам речи взрослого

 К 1 году должно быть 10-15 осознанно произносимых лепетных слов (мама, папа, баба, дай, на и т.п.)

К 1,5 – 2 годам в речи крохи должны появиться предложения: «Мама, дай сок», «Мишка, сиди тут», «Хочу пить чай!»

К 3 годам из речи ребенка уходит так называемое физиологическое смягчение (до этого малыш практически все согласные звуки произносил смягченно). Ребенок правильно воспроизводит гласные и все простые согласные звуки ([б], [б'], [п], [п'], [м], [м'], [т], [т'], [н], [н'], [к], [к'], [г], [г'], [в], [в'], [ф], [ф']), строит простые распространенные или даже сложносочиненные предложения («Папа купил мне новую грузовую машину», «Мы не ходили утром гулять: на улице шел дождик»). Он легко запоминает и рассказывает небольшие стишки.

К 4 годам малыш уже правильно произносит свистящие звуки [с], [с'], [з], [з'], использует в речи сложноподчиненные предложения («Я люблю рисовать красками, потому что они разноцветные»). Он с удовольствием рассказывает о том, что видел на прогулке или по телевизору, что ему прочитали.

К 5 годам малыш правильно произносит шипящие звуки [ш], [ж], почти не допускает в речи грамматических ошибок, может связно рассказать о том, что изображено на серии картинок или на одной картинке.

В 6 лет нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок, владеет всеми формами устной речи: диалогической и монологической, контекстной и ситуативной.

Когда нужно обратиться к логопеду:

Если ребенок не произносит к 3 годам большинство звуков (более 10-15).

Если Ваш ребёнок к 3 годам произносит менее 1000 слов, не умеет строить фразу.

Если ребенок к 4-5 годам не произносит звуки: [С], [С’], [З], [З’], [Л], [Л’].

Если ребенок к 5 годам не произносит звуки: [Ш], [Ж], [Ч], [Щ], [Ц], [Р], [Р’].

свернуть

Профилактика речевых нарушений

15 СОВЕТОВ

РОДИТЕЛЯМ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

СОВЕТ 1 – Развитию речи способствует ранний отказ от пустышки. Пустышки относительно безвредны на первом году жизни крохи. Если давать их и после этого срока, зубки и язычок начинают занимать неправильное положение во рту, может образоваться щель или сформироваться неправильный прикус. Пострадает и произношение.

СОВЕТ 2 – Развитие речи ускорит переход к твёрдой пище (для правильного формирования челюсти и уклада языка).

СОВЕТ 3 – Озвучивайте любую ситуацию. С рождения малыш воспринимает звуки окружающего мира и речь людей (особенно мамы). Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с ребенком. Недостаток общения может значительно задержать развитие речи. Ребенок легче понимает обращенную речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.

СОВЕТ 4 – Уважайте попытки ребенка говорить. Встречается крайность – слишком активные взрослые, которые за ребёнка всё спросят, ответят, сделают. Давайте малышу выговориться, с интересом выслушивая его.

СОВЕТ 5 – Не говорите в пустоту, смотрите ребенку в глаза. Это особенно важно, если ваш кроха чрезмерно активный, постоянно двигается.

СОВЕТ 6 – Не сюсюкайте! То, что слышит ребенок от окружающих, является для него речевой нормой. Если постоянно говорить, к примеру, «какой ты у меня хоЛЁшенький», то ребёнок так и будет говорить. Сюсюканье тормозит речевое и психическое развитие.

СОВЕТ 7 – Нечёткая речь может появиться у детей, если окружающие его люди быстро говорят. Малыш просто не успевает расслышать слово или фразу. Речь взрослых сливается в невоспринимаемую массу звуков. Сначала страдает понимание речи – ребенок не улавливает, что от него хотят. А позже начинает говорить смазанно. Возможно появление заикания, так как ребёнок старается копировать ускоренный темп речи

СОВЕТ 8 – То же, но по-разному. Повторяйте много раз одно и то же слово, фразу (меняя порядок слов). Чтобы ребенок усвоил новое слово, употребляйте его не единожды и в разных контекстах.

СОВЕТ 9 – Способствует развитию речи и эмоциональное пересказывание сказок, обязательно сопровождающееся движением (как зайка прыгает, как лисичка крадётся, как ёжик пыхтит и т.п.).

СОВЕТ 10 – Уделите внимание развитию общей и кистевой моторики (центры речи и движения руки расположены в коре мозга рядом, будет работать рука – раздражение в мозге затронет центр речи, простимулирует его работу); игры с мячом, чтобы работал весь плечевой пояс.

СОВЕТ 11 – Рисование на вертикальной поверхности (рулон обоев на дверь) двумя руками одновременно, чтобы стимулировать работу обоих полушарий. Рисовать и комментировать, например, «мы рисуем дождик. Кап-кап-кап» и т. д.

СОВЕТ 12 – Оберегайте физическое и психическое здоровье ребенка. Часто болеющие дети и дети с неустойчивой психикой больше подвержены речевым расстройствам. Важны закаливание и положительная атмосфера в семье. Привычку выяснять отношения при ребёнке нужно искоренять, избегать совместного просматривания фильмов ужасов и пр.

СОВЕТ 13 – Ведите дневник, в котором фиксируйте речевые достижения ребенка, записывайте, сколько слов он понимает, какие произносит.

СОВЕТ 14 – Будьте терпеливы, снисходительны и … осторожны. Если ребенок неверно произносит звуки, не смейтесь, не повторяйте неправильное произношение. Побуждайте ребенка послушать правильное произнесение и попытаться его повторить.

СОВЕТ 15 – ТОЛЬКО ВЫ! Помните: только Вы способны помочь ребенку развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша!

свернуть